um_plus (um_plus) wrote,
um_plus
um_plus

Categories:

Дональд Трамп, «Риц-Карлтон» и Алёна из Тамбова



Владимир Мамонтов

В грозные дни 2012-13 годов, когда трепетные девушки с кусками асфальта в руках и Артемий Троицкий в костюме зайчика едва не взяли штурмом Кремль (это сарказм, дэдди), мы с группой товарищей выпускали газету «Не дай Бог!»



Она выходила миллионным тиражом, прилагаясь к китам отечественной лояльной журналистики и распространяясь вместе с ними. И имела целью — чего скрывать — привести к урнам инертных, «спящих», скорее всего, молодых избирателей, которые бы по дороге к той урне поняли, что Владимир Путин нормальный кандидат. Если не сказать, единственный. Второй тур — это лишнее. Что бузы нам только не хватало. Что Россия уже выбрала на столетия вперед кровавых разборок. Что ловиться на пустышку — а Касьянов, Каспаров, Удальцов и прочие Яшины — пустышка, это я вам хоть как главред «НедайБога!» скажу, хоть как гражданин, хоть как поэт, хоть «как мать и как женщина».

Среди самых парадоксальных технологий, которые мы там применяли (абсолютно интуитивно), были комиксы, которые по предварительным лекалам изготавливал Максим Кононенко, а рисовала Катя Заштопик

Надеюсь, что публике не надо объяснять, кто это, в конце концов можно и погуглить. В результате на свет недайбожий вышли дивно отрисованные, абсолютно стилистически безупречные неуловимо эротичные персонажи, вроде Алёны из Тамбова, женщины нелегкой судьбы, которая не стала «девушкой с пониженной социальной ответственностью» только потому, что лихие девяностые, к счастью, сменились нулевыми и отвели Алёну и Россию от черты. А так точно могла оказаться в номере отеля «Риц-Карлтон», если бы Трамп действительно развлекался с русскими красотками. На страницах спецвыпуска ещё был российский офицер, который в страшном своём сне чистил ботинки американскому командиру, причем чернокожему. Это тоже очень возмущало наших демкритиков, видевших в этом расизм. А не развал армии. Разнонациональные старушки, которые так бы и торговали у метро (в переходе, на остановке) дикими грибами окрестных лесов, если бы не смена парадигмы в начала 2000-х.

Перед этой галереей в изумлении замерли все. Один известный либеральный кинокритик пытал меня в прямом эфире: так вы издеваетесь? Или серьёзно? Это какой-то изощрённый стёб? Или агитка? «Не знаю», — честно отвечал я. «Но это же безответственно, — гневался он. — Получается, что на простого избирателя вы действуете напрямую, агитируете, а избирателю непростому в том же флаконе предлагаете некий постмодернистский симулякр иллюзорного выбора?» «Получается», — вздыхал я, в сотый раз обещая себе посмотреть в энциклопедии точное значение слова «симулякр».

Не хотелось обижать критика, но он говорил словами совершенно другого идеологически окрашенного собеседника, который в телефонном разговоре (а выпуск таких нервных изданий проходит под неумолчный трезвон отовсюду), честно признался, что и сам не понимает, куда мы гнём, да и «силовики напрягаются»
Самое занятное, что в комменты к самым заядлым нашим либеральным критикам и насмешникам пришла абсолютно реальная Алёна из реального Тамбова, которая сказала, что таки да, она одна воспитывает дочку, из беды и нищеты выкарабкалась только к середине 2000-х, рассчитывает вскоре выйти замуж, только её избранник не работает с ней в офисе, а ещё год будет находится в местах не столь отдалённых, а вообще-то она узнала в комиксе себя. И заметила, что в целом недайбоговцы отобразили всё жизненно. Критики тотчас заподозрили, что это мы сами быстренько сварганили аккаунт Алёны. Но тамбовская мать-одиночка из плоти и крови зашла в «Живой журнал» ещё в 2008 году, активно и красочно там пишет, не давая повода усомниться в своем существовании.

Если вы спросите к чему это я, так вот к чему. В той достопамятной газетке, за которую мы удостоились «Серебряной калоши» (знали бы вы, каких усилий нам стоило выгрызть из организаторов эту самую статуэтку, которую я намеревался отдать на какой-нибудь «Уралвагонзавод», перелить в крупнокалиберную пулю для охоты на либеральных вампиров; коллектив редакции умолил не делать этого, так она и стоит целехонькая), было ещё много разных заметок и интервью. Однако они работали впрямую: журналист Алексей Венедиктов сообщал, что сам он за демократию, но в данной ситуации отдаст голос за Путина. Историк Андрей Фурсов привычно разбирал неутешительные итоги и предысторию октябрьского переворота. Виктор Ерофеев символизировал непростой выбор креативного класса. В них не было ничего удивительного. Парадоксального, противоречивого, провокационного.

Зато когда мы перепечатали абсолютно здравый и яркий пост Татьяны Толстой о том, почему она не пойдёт на очередной митинг оппозиции, скандал разразился: мы сделали это без разрешения
Да, оно в данном случае и не требовалось. Да, мы ничего не исправили, не добавили, не убавили, просто поместили пост с полянки в кактусы. И он расцвёл, заиграл неожиданными для автора красками! Автора стали подозревать, не переметнулся ли он. Одно дело, когда писатель фрондирует и посмеивается над «своими» на личной изящной жж-площадке, другое, когда в боевом листке плохо замаскированных путинцев. Ну, а на вдумчивого читателя нашего спецвыпуска работал сам этот скандал: что ж получается, правда и литературный талант могут быть, оказывается, целевого назначения? Таргетированы, мудрёно говоря? Почему я не могу прочитать заметку Толстой в газете, которую достал из своего почтового ящика? Не достоин, что ли?

Вспомнил я про это про всё, с интересом наблюдая за предвыборной гонкой Клинтон и Трампа. Против Трампа работала тяжёлая медийная и политтехнологическая артиллерия. Прямой наводкой. И совершенно иначе действовали команда Трампа против Клинтон. Они воевали по бессмертной строчка Александра Твардовского из поэмы «Василий Тёркин»: «Пушки к бою едут задом».

Они сделали так, что Хиллари и её идеи выглядели несвежими. Их претензии к по-мужицки удалому Трампу лицемерными. Обветшавшими. Надоевшими
Они удивляли. Они не боялись парадоксов. Они рекламный ролик о позиции Трампа по нелегальным мигрантам размещали в сериале «Ходячие мертвецы», что далеко оставляет позади нашу двусмысленную придумку с Алёной. Джаред Кушнер, зять Трампа и один из молодых маршалов его победы сказал в интервью: «Мы не боялись перемен. Мы не боялись ошибиться. Мы старались делать все быстро и дешево. Если что-то не срабатывало, мы сразу отказывались от этой идеи». Странно, но факт: консервативная революция, которую все связывают с приходом Дональда Трампа, совершается благодаря самым передовым и современным социальным технологиям. Абсолютно стёбные ролики-комиксы-симулякры с практически мультяшным Трампом, которые продвигались в соцсетях за жалкие 160 тысяч долларов, собирали более 70 миллионов просмотров. А за Клинтон всё агитировал и агитировал с трибуны постаревший и усталый Роберт Де Ниро. Вело ковровые бомбардировки телевидение. Потрачены сотни миллионов. Результат известен.

…Алёна из Тамбова, кстати, написала на своей странице, что жива-здорова, правда, не всё у неё в 2000-е пошло так, как хотелось бы. Работа есть. Вышла замуж, дождалась своего сидельца. Но не сложилось. Разошлись. Дочь растёт, Алёна снова в поиске. Впрочем, это совсем другая история.

Иллюстрация: коллаж из фрагмента комикса об Алёне (М. Кононенко, Е. Заштопик) и фото с инаугурации Дональда Трампа (REUTERS, KevinLamarque)



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Год идеологии — 2017

    Александр Щипков Предновогодний разбор полетов – жанр популярный во всех СМИ и востребованный публикой. Принято оглядываться на прожитый год и…

  • Почему они не с нами

    Дмитрий Ольшанский Год за годом воспроизводится один и тот же сюжет: выходит либерал и говорит о России как о чужой стране, а о русских как о чужих…

  • Османам нужны санитары

    Егор Холмогоров Должность посла России в Турции всегда была чрезвычайно почетной и очень опасной. В этой роли побывали выдающиеся люди русской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment