um_plus (um_plus) wrote,
um_plus
um_plus

Вероучительный Овертон

Максим Соколов

Понятие «окно Овертона» в отечественный обиход вошло недавно, года два назад. Впрочем, и на Западе, откуда пришел этот термин, его можно считать новинкой. В самом общем виде понятие было сформулировано американским инженером-электриком Джозефом Овертоном в 1995 г., а в более детальном виде было пущено в народ его сподвижниками уже после безвременной гибели автора идеи.



Обыкновенно отсчет бытования термина идет от 2006 г. — через 7-8 лет он пришел и в Россию.

На родной почве понятие прижилось. Правда, по преимуществу, если не исключительно, в кругах почвеннических

Его пропагандировал бесогон Никита Михалков, известный киберактивист Николай Стариков и менее знаменитые киберактивисты нелиберального направления. Оно используется при объяснении сильной эволюции нравов, присущей нашему времени: «Станет понятно, как легализуют гомосексуализм и однополые браки. Станет совершенно очевидно, что работа по легализации педофилии и инцеста будет завершена в Европе уже в ближайшие годы. Как и детская эвтаназия, кстати».

Соответственно, в либерально-мейнстримных кругах понятие выглядит не очень приличным и даже вовсе неприличным. Профессор и декан факультета социальных наук МВШСЭН («шанинки», российско-британского университета «Московская высшая школа социальных и экономических наук») Виктор Вахштайн, например, вообще отказывает понятию в какой-либо познавательной ценности: «Словосочетания «окно Овертона», «план Даллеса», «параноидное расстройство» и «теория заговора» принадлежат одному семантическому кластеру«.

Дискуссия тут вряд ли представляется возможной — точки зрения слишком антагонистические.

Притом, что сама идея проста, как мычание — общественные нравы имеют свойство эволюционировать таким образом, что немыслимое вчера, пройдя через стадию радикального, затем популярного, в конце может стать вполне официозным.

Отрицать это невозможно — слишком много примеров тому в отечественной и всемирной истории.

Использующие термин «окно Овертона» довольно часто, правда, объясняют такую эволюцию не естественным ходом событий — вчера мужеложство считалось мерзостью перед Господом, а сегодня чуть ли не парадной добродетелью, так изменяется наш век, — но считают ее результатом целенапраравленной обработки общественного мнения

То есть, полагают, что эволюция от прогрессоров. Но понятие «прогрессоры«, вроде бы еще недавно вполне признаваемое — «прогрессорство» прежде считалось делом чести, делом славы, делом доблести и геройства, — в случае, когда консерваторы говорят об агенте эволюции, т. е., в сущности, о тех самых прогрессорах, считается неприличной паранойей.

Негативное же отношение к некоторым образцам эволюции нравов может быть объяснено медицинской аналогией. Артериальное давление у человека имеет норму. 120 — давление идеальное, как у космонавта. От 110 до 130 — нормальное, от 100 до 140 не вполне нормальное, но более или менее приемлемое. Совершеннейшее окно Овертона. Но если по какой-либо причине давление подскочит до 200, прогрессор, объясняющий, что теперь такая новая норма и прогресс неостановим, будет воспринят как человек по меньшей мере неумный. Подозрительные же люди могут счесть такого прогрессора даже и злонамеренным вредителем.

Но дело в том, что вообще эволюция нравов — когда к добру, а когда и к худу — является спутником всей человеческой истории. Смена суровых римских добродетелей эксцессами позднеантичного разврата впечатляет не менее, чем эмансипация последних лет, явленная западным миром. Все уже когда-то было.

Соответственно и феномен эволюции нравов, существенная сдвижка в понятиях о том, что fas и что nefas, занимали людей спокон веку — трудно предположить, что впервые этим заинтересовался только инженер-электрик двадцать лет назад

Сам процесс сдвижки является универсальным фольклорным сюжетом. Осетинский эпос «Нарты» повествует о том, как героиня Сатана (ударение на втором слоге, к бесу не имеет отношения) пожелала оженить на себе своего брата Урузмага. Тот «был в отчаянии и думал, как он появится перед нартовским обществом, когда они узнают, что он переспал с сестрой. Сатана нашла способ успокоить его. Она усадила Урузмага верхом на осла задом наперёд и предложила ему так проехать несколько раз по улице. В первый раз странное поведение Урузмага вызвало усмешки среди нартов, Во второй раз его проезд верхом задом наперёд вызвал меньшее удивление. В третий же раз поведение Урузмага не вызвало никакой реакции. И тогда Сатана сказала Урузмагу: «То же самое будет и с нашей женитьбой: посмеются и перестанут». Таким образом брат и сестра стали мужем и женой». В том или другом виде сюжет является не только у осетин — он странствующий.

Если же посмотреть на проблему не с эпической (боги и герои в эпосе чего только не вытворяют), но с твердой монотеистической позиции, то здесь все религии Книги — как иудеи, так и магометане, и христиане — сходятся в том, что грех не является сразу в своем погибельном виде, но приходит исподволь и неприметно.

Сказал рабби Нахман бар Ицхак: «Грех приходит в дом в качестве гостя, но потом делается в нем хозяином». О том же говорил и преподобный Ефрем Сирин: «Греховное растление ведет к гибели. Скрытно проникая в глубину, оно постепенно производит в природе неисцелимое разложение, которое кажется малым, но делается необъятным, потому что распространяет свое действие, подобно закваске, с ног до головы».

Так что можно также говорить об окне Ефрема Сирина, а равно об окне рабби Нахмана. Более того, можно даже говорить об окне дона Базилио. Знаменитая ария ведь о том же — сперва «Тихо, тайно, полегоньку, проползает всюду, всюду, незаметно, потихоньку, постепенно всему люду ум и сердце наполняет, наполняет и из уст в уста летает, как затверженный урок», чтобы в конце явиться во всей силе — «Гул сильней всё нарастает, гул сильней всё нарастает, в ужасе трепещут люди, и, как бомба, разрываясь, клевета всё потрясает и колеблет мир земной».

Ибо грех всегда попервоначалу является в самом привлекательном виде, а потом начинается постепенная сдвижка. Чтобы сразу и открыто объявлять, что имеется в виду — дьявол (дословно «клеветник», «dia — ballos») не настолько глуп.

А Овертон и его последователи просто изобрели велосипед

Другое дело, что причина такого изобретательства объяснима. Тысячелетиями понятие греха считалось само собой разумеющимся. Соответственно, и его последствия, и сама диалектика его развития — хоть по тому же дону Базилио. Но с забвением этого понятия, с забвением, которое овладело современным родом людским в значительной его части, к старинным истинам приходится приходить самоучкой. Что и произошло с Овертоном.

Что не удивительно: вспомним, как советская интеллигенция изучала новозаветную историю по «Мастеру и Маргарите», а вершиной философской мысли для нее были бр. Стругацкие. Мичиганские мудрецы — в этом штате творил Овертон — действовали подобным образом. Традиционный язык современное общество не понимает, он ему чужд, и приходится изъяснять бином Ньютона не в традиционной нотации, а на пальцах.

Другое дело, что оппонентам это не помешало немедленно понять, что тут для них неприятного и чья кошка сало съела. Сам Овертон, возможно, ничего такого не имел в виду, но оппоненты сразу почуяли омерзительный запах ладана.

Оригинал статьи
Tags: Соколов, мировоззрение, окно Овертона, эволюция
Subscribe

Posts from This Journal “Соколов” Tag

  • Призрак бродит по Европе, призрак популизма

    Максим Соколов Начало популярной во времена Л. И. Брежнева частушки гласило: «У мово миленка в <…> взорвалася клизма» – а далее про призрак.…

  • Упорство все превозмогает

    Максим Соколов 12 декабря в московской гостинице «Марко Поло – Пресня» состоялось заседание «Круглого стола 12 декабря», имевшее целью произвести…

  • Свидетельство о смерти СССР

    Максим Соколов И 8 декабря 1991 г., когда в беловежской резиденции Вискули главами Белоруссии, России и Украины были подписаны соглашения,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments